профессия

Страна, где живут только экономисты и юристы, существовать не может. Кто-то должен строить, производить товары и продукты, добывать полезные ископаемые и далее по списку. Все вроде бы это понимают – но при этом вчерашние школьники продолжают штурмовать «престижные» экономические и юридические вузы. Не задумываясь о том, что «пряников сладких всегда не хватает на всех». И о том, что сладкими могут быть не только экономические и юридические «пряники».

Для того, чтобы сориентировать тех, кто только выбирает профессию, и тех, кто понял, что профессию пора менять, стоит изучить самые востребованные профессии на российском рынке труда. 

 Сегодня на вершине «хит-парада» – рабочие и инженерные специальности: электрогазосварщик, токарь, химик-технолог и инженер-технолог, инженер-электронщик, оптик-механик, бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин.В описании каждой профессии – требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые к работникам, максимальный и средний уровень зарплаты. Также можно узнать, в каком регионе наиболее востребована данная профессия, в каком учебном заведении её можно получить, в каких условиях будет трудиться человек, какова перспектива развития данной профессии сейчас и в будущем и многие другие полезные сведения.

Люди должны учиться планировать свою дальнейшую карьеру, сверяя свои собственные представления о профессии с реальными требованиями рынка труда. Одна из задач – развенчание мифов, сложившихся вокруг некоторых профессий.  Например профессия токарей. Представление о них складывается в основном по старым советским фильмам: замызганный дядечка в странной шапочке, что-то вытачивающий на пугающего вида агрегате. Неприглядная картинка, не имеющая ничего общего с современной реальностью.   Сегодня оператора высокотехнологичных станков с числовым программным управлением можно с полным правом назвать «белым воротничком», ведь его работа требует серьёзных знаний, в том числе и в программировании, и очень высокой квалификации. 

Чтобы получить ещё более наглядные представления о профессиях, нужно внимательно к этому подойти.  Описание профессии начинается с общей характеристики  и видов экономической деятельности, в которых она встречается. В частности, учитель занят в сфере «Основное общее и среднее (полное) общее образование».Далее следуют альтернативные названия профессии. В нашем случае это: учитель (еще наименование дисциплины, например, русский язык и литература), преподаватель в средней школе, педагог.

Следующий пункт: подробнейшее описание основных видов работ (трудовых действий) в данной профессии.  От вполне очевидных вроде «обучение и воспитание обучающихся с учётом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета», до тех, о которых мы даже не задумываемся, например, выполнения «правил по охране труда и пожарной безопасности».

Важный пункт «Условия труда». Здесь оговариваются как общие для профессии, например, «для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск», так и частные случаи: «К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ».

Следующий пункт – «Особые условия допуска к работе». Затем следует очень полезная информация «Родственные профессии», позволяющая понять, можно ли, получив образование по этой профессии, присматриваться к каким-то ещё. В частности, учитель средней школы может рассматривать варианты «Преподаватель (в начальной школе)», «Преподаватель (в системе специального образования)» и «Учитель-логопед».

В пункте «Направление подготовки» рассматриваются варианты в рамках данной профессии. Для учителей – это специализация по предметам: учитель математики, литературы, физики и так далее.Далее даётся полный «Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку по профессии».

Всю эту информацию можно найти на специализированных сайтах и в социальных сетях: